Рецензия на альбом «Эволюция оскорбляет» группы Тени Свободы

Рецензия на альбом «Эволюция оскорбляет» группы “ТЕНИ СВОБОДЫ”

Еще долго в нашей стране будут отходить от стереотипов насчет панк-рока. Володя Котляров из группы ПОРНОФИЛЬМЫ как-то сказал, что стереотипы возникли из-за того, что самые популярные западные панки пропагандировали саморазрушение и первая волна советского панк-рока взяла с них пример, потому что никаких других панков никто тогда не видел. Возможно и так, но сегодня старые стереотипы о саморазрушении держатся на другом: на публике, которая ходит на рок-концерты. Это клише активно высмеивается. И как же необычно в этот самый момент слышать хорошие тексты со сцены, говорящие о саморазвитии. Сегодня мы проведем небольшой гайд по песням с нового альбома группы «ТЕНИ СВОБОДЫ» с шуточно-серьезным названием «Эволюция оскорбляет».

Первая песня — «Не твой герой». Как вы понимаете, это обращение не к страдающей брошенной девушке. «Не твой герой» — это переоценка своих ценностей и взрослый взгляд на жизнь. Тезис простой: если хочешь изменить мир, то не умничай, не будь высокомерным снобом, а начни с себя. Не сотвори себе кумира. В памяти сразу всплывает достойный пример: песня группы Tokio «Кто я без тебя», которая стала известной благодаря каверу группы СЛОТ. Там речь тоже о любопытной переоценке ценностей.

Следующий трек органично продолжает начатую тему: «Поговори со мной» о дистиллированной правильности. Конечно, это очень предсказуемо: панки хохочут над «белыми воротничками», над памятниками и над скукой «великих дел». Намного приятнее вместо идола иметь друга, с которым можно посмеяться и быть собой. Песня о том, что единомышленники — это те, кто смеется осознанно и со смыслом. Когда группы встречаются в гримерках и угорают над жизненными ситуациями — это не болтовня ни о чем. Из таких разговоров можно сделать десяток интервью, и они будут интереснее однотипных вопросов.

А вот трек «Один на один» адресован тем, кто нам не дает вздохнуть полной грудью. О тех, кто вечно нами недоволен, и каждый раз это недовольство возникает из зависти. Сразу вспоминается песня группы BRUTTO «Adidas» про то, что спорить с каждым желающим — трата времени. Сергей Михалок посылает на веселые три буквы всех желающих поспорить, а ребята из «ТЕНЕЙ СВОБОДЫ» предлагают поставить все точки над «i» один на один. Смело, и о «смелости» будет следующий трек.

До этого песни с альбома «Эволюция оскорбляет» были на личные темы, а «Мы хотим войны» в дуэте с Дмитрием «Сидом» Спириным — первый трек о политике. Ситуация такая, что «смелые» верховные главнокомандующие на самом деле ничего не могут без своей армии. Революция может свершиться, если армия встанет на сторону народа, а не политиканов. Собственно, от имени власть имущих и поется эта песня. Как в случае с треком «Нищих убивай!» группы ПОРНОФИЛЬМЫ.

В панк-среде много саркастических песен. Это такой прием, когда смысл в слова вкладывается обратный. Но получается, что на концертах толпа подпевает сарказмы как лозунги. Знаете, подсознание срабатывает. Если ты на концерте пел «Нищих убивай!» или «Я сегодня слишком трезв!», то в голове откладывается именно этот посыл, а не то, что автор вкладывал, когда писал эти строчки с сарказмом. Поэтому песни, основанные на этом приеме, не для концертов. Например, в песне «Слишком трезв» герою не хватает смелости сказать тем, кого любит, что он их любит, а тем, кто раздражает, сказать, что они болваны. Ему для этого не хватает выпивки, чтобы раскрепоститься, расслабиться и быть самим собой. В головах слушателей, мне кажется, отложится вырванный из контекста припев — под этот трек будет выстраиваться очередь в бар.

В треке «Последняя вечеринка» продолжается тема песни «Поговори со мной». Что для вас тусовки? Возможность встретиться со всеми своими друзьями в одном месте и весело провести время. А «Последняя вечеринка» о том, что друзья погрязли в делах или бытовых проблемах и им уже не до посиделок с друзьями. Кто-то считает это взрослой серьезной жизнью, но на самом деле это билет в один конец. Самое лучшее, что мы вспоминаем в течение жизни — это детство. Это не беззаботность, а свобода. Не надо загонять себя в рабство. Вроде бы все просто, а в то же время сложно сохранить ощущение своей свободы.

Самая веселая песня на альбоме — это «Эволюция оскорбляет». Совсем не зря так назван альбом, она и в самом деле тянет на заглавный трек. «Эволюция оскорбляет чувства динозавров»! Кого считать динозаврами? Да всех, чьи чувства так или иначе оскорбляются в нашем донельзя толерантном мире. В самом деле, толерантность не равно справедливость. Мы зачастую забываем, что уважение всегда нужно заслужить. И не цветом кожи, и не приверженностью к вере, и не тем, что ты — меньшинство. Уважение заслуживается поступками, и только так. Песня с огромным количеством юмора, и в то же время поднимающая очень актуальную проблему. К слову сказать, именно такие песни и рождаются после дружественных посиделок в гримерках и насмешек над общественным вкусом.

Очень многих музыкантов на творчество вдохновили антиутопии. Взять хотя бы ведущие книги этого жанра: «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина», «1984» Джорджа Оруэлла. Не обошли эти книги стороной и «ТЕНИ СВОБОДЫ», написав песню по мотивам романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Называется трек «Выживайте, дети» и продолжает тему песни «Эволюция оскорбляет». Если в конечном счете окружить комфортом всех вокруг, жить в постоянном компромиссе с другими, чтобы никого случайно не обидеть, быть добропорядочным гражданином, смотреть вечерами телевизор и носить футболки с портретом президента, то можно превратиться в пленника собственных иллюзий. К сожалению, это осознается не сразу, поэтому первым делом надо предостеречь тех, кто только-только начинает самостоятельную жизнь. Дети, выживайте.

И не соглашайтесь на компромиссы под любым соусом — говорится в следующей песне «Сведи меня с ума». Компромисс — это дробление на части единого целого. Либо всё, либо ничего — это звучит амбициозно и может даже заносчиво, но по факту это единственное правильное решение.

Заключительная вещица — трек «Не страшно проснуться». Социальная проблема — страна, в которой неприятно просыпаться каждый день. Потому что неминуемо столкнешься с вещами, людьми, ситуациями, от которых хочется просто провалиться сквозь землю и больше не появляться. Но нет, в лучшем случае мы проваливаемся в сон ночью, а потом каждый раз наступает утро. Что придумает наше больное общество на этот раз? Не хочется знать. Не хочется об этом петь. Но пока всё так — будем реагировать и давать отпор.

Иногда слушая протестный рок нет-нет да проскользнет в голове мысль: а что от этого меняется? Вместо того, чтобы работать, поднимать промышленность и прочее, большое количество групп ездят по стране со своими идеологическими песнями и стараются повлиять на публику. Песня «Знаком с тобой» дает ответ на этот вопрос. Дело в том, что человеку нужен единомышленник. Пускай, не будут частыми встречи, не будет разговоров на кухне, пусть группа приедет хотя бы раз в год в твой город, но в этот момент ты почувствуешь, что ты не один. Что твои идеи, взгляды и принципы разделяют.
Важный момент: ни в одной песне нет мата. При этом альбом получился жестко социальным и бескомпромиссным. Мне кажется, именно так и должны выглядеть лучшие протестные альбомы.

Вячеслав МАШКОВСКИЙ.