IX международный фестиваль «Наш Грюнвальд». Дудутки. 22-23 июля 2017

Репортаж. IX международный фестиваль «Наш Грюнвальд». Дудутки. 22-23 июля 2017

Грюнвальдская битва – одно из самых масштабных рыцарских сражений не только для тогдашней Восточной Европы, но и для всей средневековой Европы в целом, в котором закалённые до этого в боях с сарацинами рыцари Тевтонского ордена сошлись приемущественно со славянским войском Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. До этого сражения орден рыцарей Святой Девы Марии слыл непобедимым и являл собою очень мощную военно-монашескую организацию. На кону в этой битве под местечком Танненберг или Грюнфельте в Польше, позже переименованного историками в Грюнвальд, стояло само существование независимых славянских государств. Магистр ордена Ульрих Фон Юнц пылал решимостью проучить зазнавшихся польского короля Ягайло и его кузена, литовского князя Витовта, но победа, всё же, осталась за братьями. Количество войск, суммарно участвоваших в битве историки приводят разные: от 35 до 70 тысяч ратников, что для тогдашей Европы являлось просто колоссальным контингентом. Самую значительную часть литвинского войска составляли хоругви из белорусских городов: Мстиславская, Оршанская, Лидская, Полоцкая, Витебская, Минская, Пинская, Новогрудская, Брестская, Волковысская и т.д., а также входившие тогда в состав ВКЛ Смоленская, Киевская и т.д., внёсшие значительный вклад в победу над тевтонцами. Именно поэтому дата победы в Грюнвальдской битве отмечается белорусскими реконструкторами каждый год с таким размахом.

22-23 июля в музейно-историческом коплексе «Дудутки» под Минском состоялся IX международный фестиваль «Наш Грюнвальд», в котором приняло участие более 500 реконструкторов из рыцарских клубов Республики Беларусь и ближнего зарубежья.

Из музыкальных гостей, помимо белорусских мэтров, таких как Кatya Vodonosova & Fantasy Orchestra, Stary Olsa и Gods Tower были ещё представлены гости из России: Земля Легенд (Воронеж), виртуозы симфонического метала Catharsis (Москва) и мрачные, но душевные Кукрыниксы (Санкт-Петербург).

Сам фестиваль для гостей и самих участников оставил только положительные эмоции. Тому немало способствовала невесть откуда взявшаяся этим летом хорошая, ясная погода, а также легендарные сбитень и медовуха местного разлива.

Торговые ряды и избушки были наполены уникальными рукотворными изделиями из глины, исконного белорусского льна, сувенирами, книгами на тему легендарных сражений и путеводителями по историческим местам Республики Беларусь и т. д. Любой гость, посетивший этот фестиваль, мог найти здесь товары на свой вкус и цвет. Ровно в 10:30 утра началось торжественное построение и шествие участников на поле брани подле сцены и объявление перечня собравшихся военно-исторических клубов. В роли ведущих выступили главный организатор феста Александр Рак и Великий магистр Ордена Северного Храма – Дмитрий Godefrois Нестюк.

Объявившийся на поле брани пастор радостно окропил всех воинов и немножко зрителей и прессу святой водицей, аки даруя им духовную броню от возможных ран и увечий, и тем самым настраивая всех собравшихся на определённых лад. Возможно, это действо воистину возымело эффект, но не на всех в равной степени. Как известно реконструкторские сражения – довольно травмоопастный вид проведения досуга для тех, кто этим занимается, посему на поле брани неусыпно дежурила ещё и команда медиков.

После торжественной церемонии рыцари разбрелись по своим шатрам готовиться к сражению, но вскоре вернулись обратно для первого массового действа.

Смысл первого состязания состоял в следующем: командам нужно было мечами, секирами, алебардами либо, своими облачёнными в амуницию проломить деревянное заграждение и заполучить сокрытый за ним артефакт. Воины, добывшие артефакт, приносят победу своей команде. Участникам одной команды не воспрещается, а скорее наоборот, даже поощряется, молотить своим оружием соперников, мешая добраться им до заветной цели. Как водится, не обошлось без травм, но медицинская команда быстро пришла на помощь пострадавшему.

Второе состязание очень напоминало своеобразную разновидность рыцарского рэгби. Командам нужно было похитить мешок с сокровищами, оттащив его на свою сторону. Участь схватившего мешок с предполагаемым скарбом была незавидна: на него сразу налетала целая куча оппонентов, так что дотащить мешок до «базы» виделось не такой уж и лёгкой задачей. Маршалы подбадривали своих подопечных зычными командами, а дамы в средневековых одеяниях, дежурившие в расположенном рядом с ристалищем шатре, в перерывах между состязаниями предлагали своим воинам воду и, возможно, что-то покрепче, прямо из кувшинов.

В подобном русле прошло ещё несколько похожих по смыслу и духу массовых сражений, где алебарды ломались, кровь вместе с потом (в умеренном количестве) струилась на землю, а отлетавшие от тела части доспехов, рыцари и их оруженосцы в быстром темпе намертво обратно приматывали скотчем. Как без него обходились 600 лет назад на полях сражений – неизвестно, но в нашем времени клейкая лента – вещь явно незаменимая.

Паралельно с основным военным действом через ручей, на соседнем плацдарме клан суровых шотландских горцов учил всех желающих наступательной тактике с алебардами, владению палашём, чередуя военные упражнения игрой на волынке и флейте, периодически постреливая в воздух из аркебуз, грохот от которых разносился по всем Дудуткам, заставляя всех присутствующих невольно вздрагивать. Кузнецы плавили болотную руду, лучники давали мастер-класс по стрельбе из лука и проводили турниры, а любители настольных игр предлагали всем желающим сразиться в Манчкин. Кроме того можно было полупасить друг друга разнообразным резиновым оружием.

На дальней площадке у трактиров шло выступление самых разнообразных, в основном начинающих фолк-коллективов, хотя упомянутые выше ребята из Земли Легенд сумели побывать на обеих площадках. Ряженые на ходулях добавляли музыке трубадуров ещё больше средневекового шарма. После небольшого перерыва, во время которого гости и участники фестиваля успели немного передохнуть и подкрепиться, начались одиночные сражения на алебардах и мечах. Протекали они довольно-таки оживлённо, подбадриваемые публикой.

И в турнире на алебардах, и в турнире на мечах победителем вышел воин под скандинавским прозванием сэр Аскольд (клуб Люцерн, г. Минск). Стоит также отдать должное небольшой, но очень бойкой девушке под скандинавским прозванием Сигюрн, принявшей участие в сражениях наравне с мужским коллективом.

Далее начались непосредственно массовые бугурты и реконструкция собственно самой Грюнвальдской битвы с захватом укреплённого замка крестоносцев. Безусловно, воссоздать битву в том масштабе, в коем она проходила более 600 лет назад неподсилу не только реконструкторам, но и всему бюджету Республики Беларусь, посему сражение проходило в немного убеднённом пешем формате, но зрелищности от этого не утратило. Комментатор в средневековом убранстве освещал со сцены на белорусском языке основные этапы сражения, а бравый канонир периодически палил в воздух в сторону поля брани из мортиры, заглушая лязг оружия об доспехи и возгласы сражающихся. Закончилось сражение осадой тевтонских укреплений и братским массовым турниром, где и немецкие рыцари и славяне сражались уже вперемешку друг с другом.

 

Фотограф: Natallia Stankevich

Репортаж: Artøm «Varulven» Maksul

Варажаем благодарность Полине Иванцовой за предоставленные аккредитации.

Для оформления обложки репортажа использована картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» (1878г).